В рамках KazEnergy Forum – 2025 была поднята тема необходимости пересмотра действующих соглашений о разделе продукции (СРП), или так называемых «стабильных контрактов».
«Мы должны отказаться от этих контрактов и принять специальный закон. Мировой опыт показывает, что когда-то в арабских странах и других государствах в нефтяной отрасли применялись подобные соглашения, но затем все они были трансформированы через законодательство. Мы тоже должны идти по этому пути», — прозвучало на форуме мнение одного из спикеров.
Данное заявление мы поддерживаем полностью. Казахстан, находясь в периоде глобальных экономических изменений, и мы должны адаптировать существующую систему недропользования к новым экономическим и технологическим реалиям мира.
Если посмотреть глубже, то текущая система (СРП) обеспечивает стабильность, но отличается ограниченной гибкостью.
Сегодня в Казахстане применяются два основных режима недропользования — концессионная система и соглашения о разделе продукции (СРП).
Концессионная модель доказала свою эффективность на крупных месторождениях, обеспечивая стабильные налоговые поступления в бюджет. Однако она не всегда подходит для зрелых и малых активов, где инвестиционные риски выше, а маржинальность — ниже.
СРП, в свою очередь, сыграли ключевую роль в становлении нефтегазового сектора Казахстана, привлекая международные инвестиции и технологии. Однако со временем их жёсткая структура перестала отвечать требованиям гибкого и эффективного управления ресурсами.
Теперь о сервисном контракте: новая форма партнерства государства и бизнеса На этом фоне все чаще звучат предложения о внедрении сервисных контрактов (Service Contracts) механизма, при котором подрядчик не получает права собственности на добытые углеводороды, а выполняет работы по заказу государства и получает фиксированное вознаграждение.
Подобная модель широко применяется в мировой практике от Мексики до Ирака и доказала свою эффективность при управлении зрелыми и малорентабельными месторождениями.
Преимущества сервисных контрактов Для государства: • сохраняется полный контроль над углеводородными ресурсами;
• обеспечиваются прогнозируемые доходы и прозрачная фискальная политика;
• появляется возможность поддерживать добычу без привлечения дополнительных инвестиций;
• усиливается контроль над технологиями и безопасностью разработки.
Для инвестора:• минимизация рисков: компания не несёт ответственность за колебания рыночных цен;
• фиксированная маржа облегчает финансовое планирование;
• возможность участия в проектах с низким порогом входа и меньшими капитальными затратами.
Для отрасли: • вовлечение малых и средних отечественных компаний;
• повышение эффективности и технологического уровня работ;
• внедрение международных стандартов контрактования и управления проектами.
Баланс интересов и устойчивое развитие Сервисные контракты не должны заменять действующие концессионные соглашения или СРП они должны дополнять их, формируя баланс между устойчивыми бюджетными поступлениями и необходимостью адаптации отрасли к зрелости месторождений.
Внедрение такой модели позволит:
• активизировать разработку малых и средних активов,
• сохранить государственный контроль над ресурсами,
• привлечь частный капитал и современные технологии сервисных компаний.
Переход к сервисным контрактам может стать одним из ключевых направлений реформирования нефтегазовой политики Казахстана, выстраивая новую модель взаимодействия государства и бизнеса, где приоритетом станет не только прибыль, но и долгосрочная устойчивость и эффективность отрасли.
Важно, чтобы новые подходы к недропользованию формировались не только на уровне экспертных дискуссий, но и с участием гражданского общества. Народ Казахстана имеет полное право участвовать в обсуждении принципов заключения новых контрактов — через общественные советы, парламентские слушания или даже консультативный референдум.
Такой диалог между государством, бизнесом и обществом позволит укрепить доверие и поставить точку в давнем споре вокруг «стабильных контрактов», сделав систему недропользования более справедливой, современной и ориентированной на национальные интересы.
Сервисные контракты это не просто новый инструмент отраслевого регулирования. Это шаг к зрелой и сбалансированной модели, где интересы государства, инвесторов и гражданского общества совпадают.
Эта модель способна стать основой новой эпохи развития казахстанского нефтегазового сектора — прозрачной, устойчивой и ориентированной на будущее.
Алкуат Темирлан
Заместитель генерального директора
Союза нефтесервисных компаний Казахстана