ПОИСК ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ МЕСТНЫХ КОМПАНИЙ В ПРОЕКТЕ РАСШИРЕНИЯ КАРАЧАГАНАКА

26 Июня 2018
Подобная встреча регулярно проводится на площадке Союза, куда привлекаются иностранные и казахстанские подрядчики с целью обсудить новые возможности бизнеса и проблемные вопросы отрасли. Очередная встреча без галстуков знаменательна тем, что в ней участвовали новые лица на руководящих постах компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг». Так, делегацию КПО представили Эдвин Блом, не так давно заменивший Ренато Мароли на должности Генерального директора, Дженарро Зуккаро, Директор по производству, Мартин ван Лишоут, Менеджер по администрированию контрактов, Марат Каримов, Заместитель генерального директора, Бейбит Сабиров, Управляющий по развитию местного бизнеса, и другие. Мероприятие было организовано при поддержке компании CCC, крупной подрядной организации на местном рынке. 

Темой данной встречи стала ситуация в отечественной нефтесервисной отрасли, а именно, поиск возможностей для местных компаний в Проекте Расширения Карачаганака (ПРК). Дальнейшее развитие данного месторождения связано с реализацией ПРК, что предусмотрено долгосрочными обязательствами компании перед Республикой Казахстан. И предварительное его описание с последующим согласованием проекта рассматривается в качестве главной задачи для всех участвующих сторон.

Вокруг заданной темы всех интересовал вопрос о том, как новое руководство КПО в лице Эдвина Блома интерпретирует значение «местного содержания» и насколько казахстанский бизнес будет привлечен в проекты компании. В марте этого года на конференции «Казнефтегазсервис-2018» со стороны КПО прозвучало заявление о том, что компания с целью развивать местное содержание внедряет перечень обязательных комплектов оборудования и объемов работ, по которым генеральный подрядчик должен проводить тендер только среди местных компаний. Члены Союза отмечают, что подобное заявление и раньше звучало, и что они ожидают большей эффективности всех проводимых работ и тендеров в рамках проекта КПО.

В продолжение темы Нурлан Жумагулов, Генеральный директор Союза, обратил внимание всех участников на новый Кодекс «О недрах и недропользовании», в котором прописаны важнейшие условия касательно открытости всех проводимых операций. Здесь необходимость соблюдения принципа открытости является главным условием местных компаний. Согласно их мнению, на последнем этапе процесса предквалификации для проекта «Компрессор-4» компании не получили никакой информации о статусе окончательного списка участников, прошедших предварительную квалификацию. Для предотвращения такой ситуации в будущем компании обратились к руководству КПО предпринять меры и делиться информациями уведомительного характера. 

Также немаловажным вопросом обозначилось создание сотрудничества между глобальными подрядными организациями и казахстанскими компаниями. Членов KAZSERVICE интересовало то, в какой форме будут взаимодействовать потенциальные участники бизнеса и насколько это эффективно сложится в пользу отечественного рынка. 

Очень часто эти «назойливые» вопросы, на которые не всегда находились внятные ответы, приводили к критическому положению казахстанских компаний на нефтяном рынке. Оттого и вопрос «Почему?» часто звучит громче, чем вопрос «Что дальше?». О том, что будет дальше в какой-то мере известно, ведь государство и некогда зашедшие на Карачаганакское месторождение инвесторы взаимодействуют в рамках Окончательного соглашения о разделе продукции (ОСРП), подписанного еще на заре независимости, и еще действующего по сей день. По условиям Соглашения, КПО будет осуществлять управление Карачаганакским проектом в период до 2038 года. 

В завершение встречи, казахстанские компании отметили, что они также способны быть конкурентоспособными наряду с крупными зарубежными предприятиями и предоставлять качественные товары, работы и услуги. Поэтому новому руководству КПО было адресовано пожелание о привлечении местных компаний на более сложные виды работ и развитии международной культуры труда среди всех участников бизнеса. В свою очередь, представители КПО обозначили, что оператор будет ознакомлять местных компаний со стратегией местного содержания для создания всеобщей платформы. 
Вернуться к списку