ДОРОГАЯ НЕФТЬ — ОПАСНОЕ БЛАГО ДЛЯ КАЗАХСТАНА

23 Апреля 2021

Андрей Чеботарёв,
аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане

Коронавирусный кризис дал старт новому сырьевому суперциклу после достижения сырьем многолетних минимумов чуть менее года назад. О том, что мы вошли в эпоху нового сырьевого суперцикла первыми объявили аналитики JPMorgan в феврале 2021 года. По их мнению, это будет пятый суперцикл за последние два столетия. Нас ждут высокие цены на нефть, металлы и другие полезные ископаемые. Одна из причин роста заключается в борьбе с изменением климата, которая может привести к ограничению добычи нефти и одновременно повысить спрос на металлы, необходимые для создания инфраструктуры возобновляемых источников энергии и производства аккумуляторов и электромобилей.

МНЕНИЯ

— Мы столкнемся с нехваткой нефти прежде, чем настанет время, когда она не будет нам нужна, — заявил Кристиан Малек, отвечающий за нефтегазовое направление в JPMorgan. — Мы можем увидеть подъем цены нефти к уровню в 100 долларов США за баррель или даже выше этого уровня.

Джеффри Карри, аналитик по сырьевому сектору Goldman Sachs, который предсказал предыдущий суперцикл на сырьевом рынке в 2003-2004 годы, заявил, что видит реальный риск подъема цен на нефть к уровню 80 долларов США за баррель или даже выше уже в текущем году.

Арджун Мурти, еще один из известных аналитиков в нефтяной отрасли, ранее работавший с Карри в Goldman Sachs, полагает, что говорить о суперцикле на нефтяном рынке преждевременно, но можно представить сценарии, при которых цены на нефть могут существенно вырасти.

Пьер Андюран, который сделал себе имя в период прошлого суперцикла на нефтяном рынке, делая крупные ставки на рост цен, в этот раз оказался более осторожным. «Направление нефтяного рынка в значительной мере находится в руках ОПЕК и будет зависеть от того, какой объем нефти страны организации готовы вернуть на рынок», - сказал он. «Я уверен, что в 2021 году и в последующие годы цены на нефть будут идти вверх, однако я вижу множество элементов, которые могут перечеркнуть этот рост», - заявил он.

ДРАЙВЕРЫ РОСТА

Основным, но не единственным, драйвером роста будет Китай. Как и в прошлый раз, в период с 2000 по 2009 годы, за счет ускорения роста экономики Поднебесной наблюдался прошлый сырьевой суперцикл. Экономика Китая росла со скоростью 8-14% в год и ускорялась в течение всего периода бума цен на сырье. Что важно, именно ускорялась, а не просто росла. ВВП крупного потребителя сырья вырос в три раза за сырьевой цикл и в два раза за период с 2008 по 2019 годы. Кстати, уже к 2028 году, в котором прогнозируется пик потребления нефти, Китай может стать экономикой номер один в мире, обогнав США. Это следует из отчета базирующегося в Великобритании Центра экономических и деловых исследований (CEBR). Первенство Китая на экономической арене случится на пять лет раньше предполагавшегося срока из-за пандемии и мирового коронакризиса.

Двумя новыми драйверами роста цен на сырье в ближайшие десять лет станут Африка и Индия. К 2030 году по экономическим показателям Индия выйдет на третье место в мире. ВВП Индии в третьем квартале 2020-2021 финансового года составил 0,4%. Тем самым страна вышла из технической рецессии. Экономики Индии и стран африканского континента не похожи на экономику Китая в начале 2000 года. Высокая закредитованность и высокие ставки привлечения долга ограничивают кредитный импульс для стран Африки и Индии, которым пользовался Китай для своего роста. Но не делают его невозможным.

В апреле прошлого года отрицательные цены на нефть потрясли всех. Такого и вправду никогда раньше не было, и никто не был к этому готов. Многие готовы были поверить, что это если и не навсегда, то очень надолго. Рост цен на нефть и металлы вселяет уверенность в спокойное экономическое завтра Казахстана. Это уже влияет на нас — к 2030 году спрос на медь, обусловленный производством электромобилей, вырастет на 250% по сравнению с текущим уровнем, а уже с начала 2021 года медь подорожала на 11,9%. Напомню, что у нас в стране хорошо развита добыча меди.

По сути, 2020 год может стать поворотной точкой, после которой вернутся бурные «нулевые» годы нового тысячелетия. Это было началом десятилетнего опережающего роста экономик развивающихся и сырьевых стран, а также отмечался рост курсов их валют к доллару, что дополнительно поддерживало спрос на риски на мировых рынках. Если прогноз о суперцикле сбудется, то мы можем увидеть не только абсолютные максимумы по урану, меди, литию и другим ископаемым, но и по любимой нефти. Сейчас предсказываются цены на нефть в районе 100-150 долларов США за баррель к 2025-2027 годам, когда наступит пик ее потребления.

ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, НО...

Но есть несколько «но». Первое «но» заключается в том, что многие крупные экономики до сих пор слишком слабы и скованны долгами, чтобы профинансировать дальнейшие бурные расходы. В этих условиях правительства при первой же возможности возьмутся за балансировку бюджетов, что грозит вылиться в повышение налогов. Великобритания, один из локомотивов вакцинации, уже обозначила перед собой такой путь, объявив о повышении налога с прибыли для компаний и повышение акцизов на алкоголь, табак и топливо. Не стоит сомневаться в том, что мы видим лишь пробу пера, за которой последуют другие шаги. О повышении налогов заговорил и новый кабинет президента США Джо Байдена, который он собирается собрать дополнительно 2 трлн долларов США от повышения корпоративного налога и потратить их на реализацию инфраструктурных проектов.

Второе «но» — сырьевые рынки сейчас выглядят спекулятивно перекупленными из-за логистических заторов и искусственного ограничения добычи или экспорта. Все эти барьеры могут быстро исчезнуть, а значит и перед ростом цен наступить коррекция. То есть прежде, чем мы все увидим снова дорогую и очень дорогую нефть, она может опять значительно упасть в цене. Особенно учитывая низкие темы вакцинации.

Третье «но» видится в мегаинфраструктурных проектах, которые были актуальными после 2008 года, но заглохли, поскольку правительства были вынуждены сперва приводить свои бюджеты в порядок. Немногие страны добились определенных успехов на этом пути. Не факт, что сейчас не произойдет то же самое.

КАЗАХСТАН И ДОРОГАЯ НЕФТЬ

Главный риск для Казахстана таится в расслабленности и уверенности, что нефть нас прокормит. Это действительно может быть так. На ближайшие 10-20 лет может сохраниться такая тенденция, которая уже постепенно ведет к снижению зависимости от нефти. Еще одна неприятная тенденция для нас заключается в оптимизации использования нефти. То есть для достижения тех же целей будет хватать меньшего количества нефти. Единственно верный путь для нас - это полная стерилизация нефтяных доходов и диверсификация экономики, так как следующего суперцикла нефти может уже и не случиться. Необходимо также повысить добавленную стоимость в нефтегазовой отрасли за счет повышения доли переработки и уменьшить долю экспорта сырья, но без убытка деятельности добывающим компаниям. Проще сказать, чем сделать, но другого пути у нас похоже просто не остаётся.


Вернуться к списку