Четвертьвековой опыт в нефтегазовой отрасли

9 Сентября 2020

Нефтегазовая отрасль Казахстана отмечала большие юбилеи и успехи, за которыми в разные периоды времени стояли люди, преданные своей работе и профессионалы своего дела. В предыдущих номерах журнала KAZSERVIVE неоднократно публиковались истории о ветеранах отечественной нефтегазовой промышленности. В преддверии профессионального праздника, отмечаемого работниками нефтегазовой индустрии Казахстана о своей работе и накопленном опыте рассказывает Курмангазы Исказиев, лауреат государственной премии Республики Казахстан, профессор кафедры «Поисков и разведки нефти и газа» РГУ им. И.М. Губкина, академик РАЕН, кандидат геолого-минералогических наук, почетный разведчик недр Республики Казахстан и кавалер ордена «Құрмет».

Курмангазы Орынгазиевич, за Вашими плечами находится солидный жизненный и практический опыт, который Вы накопили за более чем 25-летний период работы в отечественной геологии и разведке нефти и газа. Пожалуйста, расскажите о ключевых проектах, которыми Вы руководили во время своей работы в структуре АО «НК «КазМунайГаз».

Свой профессиональный опыт я начал набирать на производстве в ПО «Эмбанефть», где начал свой трудовой путь в качестве оператора по цементировке скважин. Далее я работал инженером-геологом и постепенно стал подниматься до высшего руководящего состава в АО «Эмбамунайгаз», АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» и АО «НК «КазМунайГаз». Благодаря этому, я имел возможность увидеть работу отрасли как бы «изнутри» и прочувствовать все производственные проблемы и находить пути их решения. Также я пропустил через себя весь спектр решений, находясь на должностных позициях по корпоративному и стратегическому управлению.

Сегодня с удовлетворением вспоминаю все шаги, сделанные на нашем пути по развитию разведочных и добывающих активов, которые стали визитной карточкой группы компании «КазМунайГаз».

К ним я отношу такие разведочные проекты с большим ресурсным потенциалом, как «Каратон-Сарыкамыс» (подсолевой), «Узень-Карамандыбас» (палеозой) и «Тайсойган», находящиеся на балансе компаний «Эмбамунайгаз» и «Озенмунайгаз». Помимо них следует упомянуть морские проекты «Большой Жамбыл», «Исатай», «Абай», «Женис», которые реализуются национальной компанией или находятся на стадии подготовки к реализации совместно с крупными иностранными инвесторами.

Благодаря сплоченной профессиональной команде геологов группы компании «КазМунайГаз» был открыт ряд месторождений, среди которых следует упомянуть такие, как «Урихтау Восточный», «Бектурлы Восточный», разрабатываемые на суше; «Хазар», «Ауэзов», «Жамбыл» и «Жетысу», находящиеся на море, а также другие интересные объекты.

В своей работе особое внимание старался уделять внедрению новых технологий. К примеру, в компании «Эмбамунайгаз» месторождение «Уаз» было полностью оцифровано, что подразумевает объединение технологий разработки с автономным цифровым управлением в сочетании с коммуникационными технологиями. Это было стартовым и успешным экспериментом по внедрению онлайн-управления скважиной и пластом. Сегодня, когда из-за пандемии подавляющее большинство компаний работает дистанционно, все более актуальным становится продолжение внедрения проекта «Интеллектуальное месторождение» на основных добывающих активах АО «НК «КазМунайГаз».

В казахстанской геологоразведке мы успешно начали внедрение цифровых технологий на этапе регионального изучения осадочных бассейнов. Были построены цифровые модели Прикаспийского, Мангышлакского, Устюрт-Бузашинского и Южно-Тургайского бассейнов, на основе которых был выделен целый ряд перспективных локальных участков, готовых под получение контракта на недропользование. Нами были внедрены проекты цифровизации и новых технологий в сейсморазведке, по итогам которых впервые в истории национальной компании и Казахстана были получены сейсмические данные с высоким разрешением по ряду месторождений и разведочным блокам. На основе этих данных мы смогли расширить границы понимания геологического строения и создать новую концепцию геологических поисков, ранее не применявшихся в регионах. Подобные шаги были сделаны практически на всех этапах геологической цепочки, начиная с обработки и интерпретации геофизических данных, анализа керна и построения геологических моделей, заканчивая процессами управления геологоразведочными проектами.

Отдельно хотел бы отметить, что путем долгих и сложных переговоров нашей команде удалось «вернуть» в Казахстан компанию «British Petroleum», одну из крупнейших иностранных компаний, которая ушла с местного рынка много лет назад. В мае 2019 года с этой компанией был подписан документ, что стало знаковым событием, подтверждающим статус Казахстана, обладающего огромным ресурсным потенциалом. Наша страна продолжает вызывать интерес у крупных игроков нефтегазового рынка.

Вы знаете геологическую отрасль как пять своих пальцев. Какие изменения происходят в казахстанской геологоразведке? Как эти изменения отражаются на экономике Республики Казахстан?

Нефтегазовая и горно-металлургическая отрасли являются наиболее важными и базовыми для нашей страны. От их успешного развития зависит экономическая независимость страны. Основой для укрепления и развития этих отраслей промышленности в долгосрочной перспективе является минерально-сырьевая база, для развития которой, в настоящее время, необходимо кардинальное укрепление органов государственного управления геологической отрасли Республики Казахстан.

Как известно, мощная минерально-сырьевая база страны создавалась в течение многих десятилетий под руководством Министерства геологии СССР и Министерства геологии Казахской ССР. Во-первых, специфика геологической отрасли заключается в том, что, она по определению является затратной. Во-вторых, продолжительность геологоразведочных работ (ГРР) от начальной подготовительной фазы до открытия месторождений может составлять от 5-7 до 10-15 лет. При этом объективно существуют геологические риски, определяющие среднестатистический коэффициент успеха коммерческого открытия месторождений или залежей нефти и газа. Этот коэффициент успеха на слабо изученных территориях осадочных бассейнов составляет 0,15-0,18, в районах с доказанной нефтегазоносностью – до 0,3, а на разведочных участках вблизи действующих месторождений – до 0,7-0,8.

В 70-80-е годы ХХ века в Казахстане наблюдался существенный рост объемов геофизических и буровых работ, связанных с поисками и разведкой новых нефтегазовых месторождений. При этом рост бюджетных средств был обеспечен за счет перераспределения доходной части бюджета, создаваемой на месторождениях Западной Сибири. В результате были открыты такие крупные месторождения, как Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, Кумколь, основное освоение которых происходило в 90-е годы прошлого столетия.

Стоит отметить, что открытие крупнейшего месторождения «Кашаган» было впервые спрогнозировано в конце 80-х годов ХХ века в результате сейсмических исследований, проведенных трестами «Эмбанефтегеофизика», и «Южморнефтегеофизика» (Геленджик). Однако, на сегодня сложные природно-географические и горнотехнические условия, а также удаленность от основных нефтяных рынков мира объективно делают реализацию Северо-Каспийского проекта относительно низкорентабельным, а также сложным в научно-техническом отношении. Не до конца решенными остаются комплексные вопросы обеспечения экологической безопасности при разработке месторождений УВ в условиях замкнутого Каспийского моря.

В результате принятой инвестиционной политики в недропользовании, значительная и наиболее перспективная часть территории страны, пригодная для поисков полезных ископаемых, оказалась разделенной на сотни контрактных территорий.

Прикрываясь известным и не всегда правомерно применяемым принципом конфиденциальности, недропользователи по своему усмотрению определяют сроки и объем информации о результатах проведенных работ, передаваемой контролирующим органам.

Новая геологическая информация оказалась закрытой для обобщения и анализа в научно-исследовательских организациях страны с целью системного государственного геологического изучения недр. Возникший информационный вакуум не позволяет качественно выполнять анализ вновь получаемых результатов геологоразведки, как по отдельным объектам, так и по целым регионам. Следовательно, не получается вести подготовку адекватных рекомендаций по стратегии восполнения минерально-сырьевой базы, которые могли бы использовать государственные органы при выполнении дальнейших направлений работ.

На современном этапе четко обозначилось значительное уменьшение подготовленных перспективных структур, являющихся резервом минерально-сырьевой базы страны. Наблюдаются серьезные нарушения и отклонения от научно-обоснованной последовательности этапов проведения ГРР, технологий и регламентов разработки твердых и углеводородных месторождений, контроль за которыми возможен только на основе комплекса геолого-геофизических мероприятий и лабораторных исследований, включая анализ постоянно действующих геологических и гидродинамических моделей месторождений.

Уменьшение фонда перспективных структур явилось следствием резкого снижения финансирования геологоразведочных работ со стороны государства и отсутствием единой государственной политики. Далее это привело к уменьшению количества открываемых месторождений.

Объяснением этому могут служить объективное уменьшение доли крупных и относительно неглубоко залегающих месторождений, необходимость применения сложных и дорогостоящих методик и технологий геологоразведочных работ, связанных с увеличением глубинности исследований и усложнение геологических и горнотехнических условий. Не последнюю роль в этом сыграл собственно затратный характер разведочных работ и естественное стремление к повышению экономической рентабельности проектов недропользования. В период становления молодой республики у нее возникли огромные экономические трудности. На тот момент использовались ошибочные представления об эффективности и саморегулируемости рыночной экономической системы, которая могла бы оптимальным образом углублять и расширять геологоразведочные работы, а также применять инновационные технологии в интересах государства и инвесторов.

Без государственного финансирования прекратили свое существование государственные геологические, геофизические и научно-исследовательские организации, предприятия и экспедиции, не выдержав конкуренции и новых требований западных компаний-инвесторов, занявших основное место в добывающих и разведочных отраслях.

Самое главное, в отрасли произошел критический отток высококвалифицированных научных и производственных кадров. Появившиеся отдельные частные геологоразведочные или консалтинговые компании не влияют на политику и не определяют эффективность геологоразведочного производства по стране.

Погоня за сверхприбылью при отсутствии глубокого и всестороннего государственного управления и геолого-технологического контроля за реализацией проектов недропользования фактически привело к ускоренной и плохо контролируемой добыче и разработке месторождений полезных ископаемых.

В результате нарушений научно-обоснованных технологий и регламентов разработки месторождений может резко сократиться коэффициент извлечения нефти (КИН). Это может привести к тому, что «намертво погребенными» окажутся ранее доказанные извлекаемые запасы этих полезных ископаемых, а Казахстану будет нанесен непоправимый экономический ущерб.

При отсутствии адекватного восполнения все более увеличивающегося объема извлекаемых запасов и без обеспечения прироста запасов минерального сырья, на основе увеличения объемов ГРР и внедрения новых методов и технологий разведки, страна может стать заложником так называемого «проклятья минеральных ресурсов».

Реализация целенаправленной и системной политики государственного геологического изучения недр, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых требует централизации и концентрации государственного управления, а также консолидации всех разведочных, буровых и оценочных проектов, реализуемых компаниями - недропользователями и сервисными организациями, с привлечением научных, проектных и консалтинговых организаций.

Значительный ресурс подъема геологоразведки кроется в улучшении организационной структуры управления отраслью. Дробление единой геологической службы на отдельные структуры по контролю, нормативно-правовому и хозяйственному обеспечению не является эффективным.

Многие из наболевших отраслевых проблем напрямую связаны с упущениями в системе государственного регулирования в сфере недропользования, а зачастую и с крайне низкой эффективностью корпоративного управления. Все это должно учитываться при определении стратегии будущего развития минерально-сырьевой базы Казахстана.

Какие меры, на Ваш взгляд, должны быть приняты на государственном уровне уже сегодня?

На государственном уровне предлагается достаточно широкий комплекс мер. Он включает в себя планирование и управление опережающими региональными геологическими исследованиями перспективных бассейнов и территорий. После этого необходимо проводить оценку ресурсов на свободных и контрактных территориях, организовывать выполнение научно-исследовательских работ и обобщать существующие и новые геолого-геофизические данные на основе современных программно-методических технологий, включая моделирование осадочных бассейнов и пр. Следующим шагом должны стать эффективная координация и проведение государственной политики в части необходимых условий по локализации в Казахстане производства товаров, машин, механизмов, оборудования, метало-электротехнических и прочих необходимых изделий, которые применяются в геологоразведочных и добывающих проектах на долговременной основе. Необходимо также решать вопросы единого финансирования геологоразведки по восполнению минерально-сырьевых ресурсов, включая УВС и развитию отраслевой геологической науки.

Очередным шагом является необходимость вносить дополнения и изменения в рабочие программы геологоразведочных работ различных недропользователей с тем, чтобы обеспечить государственное комплексное геолого-геофизическое изучение недр. Это позволит обеспечить единую координацию в системе государственного регулирования в части рационального недропользования и кратного восполнения минерально-сырьевой базы Республики Казахстан. В итоге получится обеспечить соблюдение научно-обоснованной стадийности геологоразведочных работ и категорий подсчета запасов и ресурсов, включая действующие контракты на недропользование.

При грамотном управлении и проведении единой координации, минерально-сырьевой комплекс страны способен стать одним из лидеров в решении задач по модернизации экономики Казахстана. К сожалению, пока что больших успехов в единой координации минерально-сырьевого комплекса не наблюдается.

Каким является Ваше видение по дальнейшему развитию геологии в текущих условиях экономического кризиса?

Сегодняшний кризис не является чем-то принципиально и радикально новым. Это хорошо укладывается в естественную модель развития мировой экономики и глобальная история полна данной статистики. Наша задача заключается в адекватном реагировании на кризисные проявления и выполнении уверенных шагов по выходу из него. Уроки прошлого дают нам четкие ответы, заключающиеся в том, что в условиях кризиса необходимо работать на перспективу, пользоваться паузой в динамике развития экономики для использования этого времени на развитие новых идей, технологий и проектов. Именно они послужат фундаментом для следующего витка восстановления экономики. Мы должны быть готовым к тем вызовам, которые станут перед нами в новых реалиях нового посткризисного мира. История развития самых успешных с экономической точки зрения стран являются тому подтверждением.

Основной упор сейчас необходимо делать на изучении перспективных осадочных бассейнов в Казахстане, где у нас сформировались так называемые «белые пятна».

К ним относятся регионы и зоны с нефтегазоносным потенциалом, выявленным по результатам бассейнового моделирования, но по которым либо отсутствуют геологические данные, либо они недостаточно отвечают критериям качества, для того, чтобы уверенно реализовывать на них разведочное бурение. Для таких участков необходимо проводить опережающие полномасштабные геолого-геофизические исследования, включая сейсморазведку, уточнение геологических моделей и выделение участков для последующего недропользования. Тем самым, Республика Казахстан должна подготовить новый портфель проектов недропользования для последующих как собственных, так и внешних инвестиций. Кроме этого, выявленная ресурсная база в новых регионах приведет к созданию комплексного технологического хаба и значительно улучшит социально-экономическое развитие регионов. И это необходимо делать уже сейчас, чтобы быть готовым к моменту восстановления нефтегазовой отрасли и возобновлению потока новых инвестиций.

АО «НК «КазМунайГаз» уже определило постановку этой задачи. Во время моего руководства блоком геологии и разведки была подготовлена детальная программа регионального изучения перспективных бассейнов в стране. Было выделено семь потенциальных участков под постановку сейсморазведочных работ. Сформированный проект содержит в себе оконтуренные участки, методику и технологии проведения работ, потенциальные ресурсы, которые могут пополнить портфель национальной компании в ближайшие 3-5 лет. Дополнительно, аналогичная программа была разработана командой геологов КМГ и для Министерства энергетики РК в части решения задач государственного развития геологоразведочной отрасли. Эта программа затрагивает изучение малоизученных бассейнов и легла в основу Программы государственной геологической разведки на 2021-2025 г.г.

Реализовав в будущем эти две стратегические программы, Казахстан на выходе мог бы, как нельзя лучше подготовиться к посткризисному периоду. В итоге можно будет получить четкое видение и цели по дальнейшему развитию нефтегазовой отрасли с учетом детальной оценки ее ресурсного потенциала. Ведь эта отрасль является основным драйвером в экономике страны.

Как Вы оцениваете государственную программу геологической разведки на 2021-2025 г.г.? Сможет ли Казахстан привлечь существенные инвестиции в разведку, благодаря этому документу?

Разработка государственной программы геологоразведки в части углеводородного сырья, в основном, выполнена силами АО «НК «КазМунайГаз» и своей дочерней организации «КМГ Инжиниринг», поскольку материнская компания обладает наиболее полной базой обновленных геолого-геофизических данных. За прошедшие пять лет выполнена огромная работа по моделированию осадочных бассейнов, в рамках которой выделены и закартированы новые перспективные участки и ловушки.

АО «НК «КазМунайГаз» в настоящее время обладает портфелем подготовленных проспектов, сосредоточенных на основных осадочных бассейнах, к которым относятся Мангышлакский, Устюрт-Бозашинский, Прикаспийский, Южный Тургайский бассейны. Мы имеем по-настоящему диверсифицированный уникальный портфель геологических объектов, включающий в себя ловушки с глубиной от 0,5 до 8,0 км, геологическими ресурсами от 5 млн т до 1 млрд т, структурного и неструктурного типов.

Некоторые проекты уже реализуются и дали положительный результат. К одному из таких проектов относится «Бектурлы Восточный». Некоторые проекты находятся на стадии подготовки к строительству разведочных скважин.

Инвестиции в разведку углеводородов будут идти по нарастающей после первых положительных результатов геологоразведочных работ. На первом этапе планировались масштабные полевые работы на перспективных площадях, обновленных сведений по которым мы не имеем. Также было запланировано строительство разведочных скважин по площадям, которые уже хорошо изучены региональными площадными работами.

Помимо величины внешних инвестиций со стороны возможных стратегических партнеров в лице ВР, Лукойл, CNPC и других, мы также рассматривали вопросы по привлечению современных технологий геологоразведки от мировых лидеров в нефтегазовой отрасли, часть которых будет передана в собственность АО «НК «КазМунайГаз». То же самое касается и совместного выполнения работ по обработке и интерпретации геолого-геофизической информации.

Несмотря на все вышесказанное, наступивший глобальный экономический кризис привел к остановке многих направлений в масштабах мировой экономики. Казахстанская экономика не стала и не является исключением. В связи с этим, вопрос реализации многих амбициозных проектов разработанных в рамках государственной программы геологоразведки, скорее всего, будет отложен до стабилизации экономической ситуации.

Какие основные упущения были допущены в работе национальной нефтегазовой компании за историю ее существования?

Наверное, неправильно говорить об ошибках, совершенные руководством компании, частью которой я и сам являлся. Предпочитаю выразить свое мнение о том, что можно было бы предпринять, чтобы сделать компанию еще более успешной.

В определенный период национальной компанией была проведена работа и привлечено финансирование для модернизации своих нефтеперерабатывающих мощностей, а также модернизация нефте- и газотранспортных сетей. В основном, эта работа на сегодняшний день завершена. Насколько качественно проведены эти работы – это уже другой вопрос.

На данный момент необходимо быстро и качественно расширять ресурсную базу для обеспечения сырьем модернизированные нефтеперерабатывающие заводы и нефте-газотранспортные сети.

Что касается развития ресурсной базы и повышения эффективности прироста запасов, то применяя в работе показатели имеющихся в балансе запасов углеводородного сырья, зачастую мы забываем оценить его в разрезе растущей потребности в их последующей добыче. Даже знаковые крупные добывающие предприятия Казахстана в ближайшее десятилетие начнут испытывать острый недостаток в запасах УВС.

К примеру, АО «Эмбамунайгаз» в 2028 году будет иметь на балансе остаточно извлекаемых запасов в пределах 46 млн т нефти, из которых 40 млн т относится к трудноизвлекаемой и высоковязкой. Соответственно, это приведет к значительному падению ежегодной добычи. На гигантском месторождении «Тенгиз» после внедрения дорогостоящего ПБР и достижения пиковой добычи в объеме 40 млн т в год, к 2030 году начнется постепенное падение добычи. Уже на сегодня наблюдается резкое падение добычи на месторождениях, расположенных в Кызылординской и Актюбинской областях.

Я уже неоднократно говорил, что необходимо уже сегодня готовить ресурсную базу, вкладываться в геологоразведку, выявлять новые участки под бурение и открывать новые залежи и месторождения. Цикл от обнаружения нового объекта до ввода его в добычу может занимать от десяти до пятнадцати лет с учетом его сложности. Поэтому сегодня нужно начинать работы по форсированной геологоразведке.

Однако постоянно необходимо помнить, что прирост запасов должен быть экономически оправданным. И вот тут на помощь приходят внедрение новых технологий, цифровизация и современное эффективное управление геологоразведочными проектами.

Каким будет дальнейший путь выхода страны из кризиса и последующее развитие АО «НК «КазМунайГаз»?

Возможно, этот заключительный вопрос уже потерял свою актуальность, так как эту тему мы обсудили чуть выше. Вопрос только в том, какие будут приниматься своевременные управленческие решения. Думаю, что необходимо вкладываться в будущее развитие компании через сохранение и мотивацию оставшихся кадров.

Большое спасибо, Курмангазы Орынгазиевич, за доверительную и открытую беседу. Ваше мнение очень важно для нас и наших читателей.

Вернуться к списку