Вскоре Правительство совместно с компаниями, разрабатывающими крупнейшие месторождения, утвердит Дорожную карту по развитию нефтегазового машиностроения. Ожидается, что в рамках предварительных переговоров уровень казахстанского содержания по Проекту расширения Карачаганака составит 40% или около 1,2 млрд. долларов США. О планах по развитию местного производства на фоне предстоящих крупных капитальных проектов в интервью KAZSERVICE рассказал Махамбет ДОСМУХАМБЕТОВ, Первый Вице-министр энергетики Республики Казахстан.
- Махамбет Джолдасгалиевич, на данный момент на уровне Премьер-Министра Аскара Мамина обсуждаются новые меры по развитию отечественного нефтегазового машиностроения. Какие перспективы в этом направлении видит Министерство энергетики, есть ли у вашего ведомства новые предложения по поддержке казахстанских подрядчиков?
- Для Министерства энергетики, как и для Правительства в целом, вопрос развития отечественной нефтегазовой отрасли является приоритетным. И работа по данному направлению ведется на постоянной основе. В частности, Премьер-министр дал поручение проработать вопрос по развитию нефтегазового машиностроения, в рамках которого была создана рабочая группа, а также проведены совещания с представителями госорганов, крупных операторов, ассоциаций, отечественных заводов и других заинтересованных организаций.
На встречах отмечали необходимость рассмотреть номенклатуру планируемых и фактически закупаемых крупными операторами (ТШО, КПО, НКОК) товаров базового производства в рамках среднесрочного периода. Также были рассмотрены данные по наиболее востребованным товарам не только трех крупных операторов, но и по отрасли в целом.
У нас были рабочие встречи с техническими специалистами крупных операторов и отечественных товаропроизводителей. В итоге мы сформировали список из 26 видов товаров. При предварительном анализе заинтересованность предприятий нефтегазового машиностроения в производстве товаров для крупных операторов составила: НКОК – 67 млн. долларов США, КПО – 307 млн. долларов США, ТШО – 133 млн. долларов США, по остальным недропользователями – 248 млрд. тенге. В настоящее время определены 17 казахстанских предприятий, заинтересованных в производстве товаров в соответствии с техническими и качественными требованиями крупных операторов.
Тем не менее, работа в данном направлении продолжается и в дальнейшем в рамках данной задачи планируется утверждение рабочей группой соответствующей дорожной карты. Стоит отметить, что дальнейшая работа по данному направлению будет осуществляться Министерством индустрии и инфраструктурного развития при поддержке Министерства энергетики и заинтересованных сторон.
- Впереди в казахстанском нефтегазовом секторе ожидаются крупные капитальные проекты, такие как Вторая фаза на месторождении Кашаган и Проект расширения Карачаганакского месторождения. Вы можете назвать принципиально важные моменты для Казахстана в реализации этих проектов? Казсодержание, трансферт технологий и передача опыта, например.
- Казахстанское содержание, трансферт технологий и передача опыта являются основными приоритетными направлениями при реализации крупных проектов. В течение нескольких лет Министерством энергетики продолжается работа совместно с крупными операторами и другими организациями по улучшению условий для казахстанского сегмента рынка нефтегазовой отрасли.
В частности, как вы знаете, в рамках реализуемого проекта расширения на Тенгизе – Проекта будущего расширения (ПБР-ПУУД) проведена значительная работа по локализации производств, созданию совместных предприятий (по 10 направлениям, с целью трансферта технологий и передачи опыта) и обучению казахстанского персонала. Свыше 430 прямых контрактов и свыше 1100 субподрядов были заключены с казахстанскими компаниями в рамках ПБР-ПУУД.
Установленный в рамках ПБР-ПУУД процентный показатель местного содержания в 32% компанией ТШО соблюдается. При этом Министерство энергетики вместе с ТШО и его генеральными подрядчиками провели работу по установлению минимальных требования по местному содержанию в контрактах. При возникновении проблемных вопросов, Министерство энергетики оказывает всестороннюю поддержку по их разрешению и обсуждению путей их решений в рамках существующих диалоговых площадок.
Полученный опыт в рамках реализации проекта ПБР-ПУУД планируется применить к будущим проектам расширения нефтегазовой отрасли. В рамках предварительных переговоров по Проекту расширения Карачаганака установлен плановый процент местного содержания – 40%, что составляет порядка 1,2 млрд. долларов США от проекта, которые будут направлены на закуп товаров, работ и услуг казахстанского происхождения при их соответствии качественным и техническим характеристикам представляемых компанией КПО.
В отношении Второй фазы на месторождении Кашаган – ряд вопросов остаются открытыми и находятся на стадии обсуждения.
Необходимо отметить, что отечественным компаниям следует уделить внимание улучшению качества поставляемых товаров и оказываемых работ и услуг для получения возможности участия на крупных проектах.
- Казахстан успешно завершил модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и теперь может начать экспорт собственных нефтепродуктов. В какие страны Казахстан может поставлять свой бензин и с кем уже ведутся переговоры?
- Сейчас с территории Республики Казахстан за пределы таможенной территории ЕАЭС запрещен экспорт дизельного топлива, авиатоплива, легких дистиллятов, газолей, толуол и ксилолы. При этом вы знаете, что разрешен экспорт высокооктановых бензинов и моторных масел.
Для исключения бесконтрольного экспорта и фактов возникновения дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке внесены поправки в действующий Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Так согласно новым поправкам в закон, правом экспорта наделены только производители нефтепродуктов и поставщики нефти.
Поставка нефтепродуктов, как на внутренний рынок, так и на экспорт,
в том числе в третьи страны и в страны входящие в ЕАЭС будут регулироваться планами поставок нефтепродуктов, утверждаемых Министерством.
При этом Минэнерго будет утверждать только объемы, а направления экспорта, хозяйствующие субъекты буду регулировать самостоятельно с учетом договоренностей с покупателями.
Также на основании поправок в закон, мы разработали и утвердили приказ о «Правилах формирования поставок нефтепродуктов».
Отгрузка и опломбирование вагонов направляемых на экспорт будет осуществляться только с крупных НПЗ страны, а именно с Атырауского НПЗ, «ПетроКазахстанОйлПродактс» (ПКОП), Павлодарского НПЗ и АО «Конденсат».
Сейчас Комитет государственных доходов прорабатывает вопрос создания таможенных постов на четырех НПЗ для оформления и выдачи соответствующих сопроводительных
и таможенных деклараций на казахстанские НПЗ. При этом отгрузка нефтепродуктов на экспорт с нефтебаз и любых других точек отгрузки недопустима.
- Согласно исследованию «Форсайт – 2050», которое подготовлено по заказу Министерства энергетики, добыча нефти в Казахстане к 2030 году вырастет до 102 млн. тонн в год. Насколько это коррелирует со всемирным спросом на нефть?
- В 2025 году мировой спрос на нефть ожидается на уровне 98,2 млн. баррелей в день. В долгосрочной перспективе основной спрос на нефть будет обеспечен такими областями как перевозка грузов, авиационной и нефтехимической промышленностью, сферами, где альтернатив в топливе мало. С учетом развития транспортных и нефтехимических секторов, спрос на нефть в этих двух секторах будет составлять от 73% от общего мирового спроса к 2040 году.
- Как поменяются экспортные маршруты казахстанской нефти к тому времени?
- В настоящее время текущие экспортные маршруты являются наиболее оптимальными для наших недропользователей. В ближайшее время каких-либо существенных изменений в направлениях транспортировки казахстанской нефти не предвидится. В случае увеличения добычи нефти на перспективных морских месторождениях, включая реализацию Фазы 2 на Кашагане возможно рассмотрение новых экспортных маршрутов транспортировки нефти.