Кадыр Байкенов возглавлял в начале 1990-х годов Министерство энергетики и топливных ресурсов РК. В интервью журналу KAZSERVICE почетный ветеран отрасли рассказывает, с какими задачами столкнулось его ведомство и какие трудности возникали при привлечении первых крупных инвесторов.
- Кадыр Каркабатович, Вы являетесь первым профильным министром Казахстана по нефтегазовой отрасли. Какие наиболее знаковые решения, на Ваш взгляд, принимались в первые годы независимости?
1992 год мы считаем для Казахстана точкой отсчета в самостоятельном плавании в большом море международной политики и торговли. Поэтому, сообразуясь с условиями окружающего нас мира, и учетом происшедших изменений после распада Советского Союза, Правительство должно было сконцентрировать свое внимание на поддержке приоритетных для экономики страны проектов, где топливно-энергетический комплекс безусловно занимал важную роль.
Созданное в этот год Министерство энергетики и топливных ресурсов позволило в рамках государственной политики обеспечить комплексное развитие топливно-энергетического комплекса страны. Нефтегазодобывающие, угледобывающие и уранодобывающие предприятия, предприятия электроэнергетики и нефтепереработки, трубопроводные компании находились в сфере управления данным Министерством.
Перед нефтегазовой отраслью была поставлена задача по привлечению иностранных инвестиций в разработку месторождений углеводородов. Эта задача была нелегкой, и страна, не обладая финансовыми ресурсами, могла предложить иностранным партнерам только материальные активы, имеющиеся в наших предприятиях. Что и было сделано в ходе реализации крупных проектов. Несомненно, к знаковым проектам необходимо отнести подготовку и подписание контрактов с корпорацией Chevron по разработке месторождения Тенгиз, создание международных консорциумов КТК (каспийский трубопроводный консорциум) и «Казахстанкаспийшельф» по проведению геологоразведочных работ на казахстанской части Каспийского моря, Протокол с British Gas и Agip о принципах контракта раздела продукции на разработку месторождения Карачаганак.
В нефтегазовой отрасли это были крупные и успешные проекты, благодаря которым казахстанский бюджет имеет сегодня хорошее наполнение. Правительство подписало и множество других контрактов на недропользование с зарубежными компаниями, которые также успешно разрабатываются.
Все вышеуказанные проекты позволили Казахстану стать узнаваемым в мировом нефтяном сообществе, продемонстрировали заинтересованность страны к привлечению новых инвестиций и что для этого имеются соответствующие условия.
- Можете ли Вы сказать, что поставленные тогда цели были достигнуты или что-то оказалось невыполнимым?
Я с удовольствием хочу отметить, что поставленные, в первые годы обретения Казахстаном независимости, перед Министерством задачи по разработке месторождений углеводородного сырья с привлечением иностранных инвестиций были полностью реализованы и эти проекты сегодня успешно работают. Благодаря инвестициям мы смогли с 1995 года нарастить добычу нефти по сравнению с 1990 годом. Начало работы над проектом по строительству нефтепровода Тенгиз–Новороссийск позволило решить задачу экспорта казахстанской нефти на внешние рынки, что безусловно повлияло на объёмы добычи нефти в Казахстане. Успешным явилось создание международного консорциума по проведению разведочных работ на казахстанской части Каспийского моря, что позволило начать подготовку к подписанию контракта по разработке месторождения Кашаган.
Что оказалось невыполнимым? Это приближение сроков подписания контрактов на разработку месторождений Карачаганак (подписан в 1997 г.), Кашаган (в 1997 г.), по строительству нефтепровода КТК (1999 г. начало строительства). Было желание ускорить подписание контрактов по этим проектам, но переговорный процесс по ним был настолько сложным, что это не удалось сделать.
- Реализация таких крупных проектов, как Тенгиз и Карачаганак, могла осуществляться только при международной кооперации. Насколько сложно было привлекать первых крупных инвесторов в Казахстан?
Что касается истории Тенгизского месторождения, то действительно контракт Правительства Казахстана с компанией Chevron по разработке месторождения Тенгиз называют «контрактом века». Тенгиз, как известно, одно из крупнейших месторождений в мире, и оно очень привлекательное с точки зрения его больших извлекаемых запасов нефти и достаточно сложное в его разработке. Как известно, первооткрывателями этого месторождения явились казахстанские геологи и оно было открыто в 1979 году. Разрабатывалось это месторождение объединением Тенгизнефтегаз, подчиненное союзному министерству. Им осуществлялось финансирование строительства и привлечение российских и иностранных компаний подрядчиков на проектирование и строительство технологических линий КТЛ, а также, бурения скважин. В 1991 году первая нефть с этого месторождения была отправлена по трубе в Самару. Практически к моменту подписания контракта с Chevron уже добывалось на месторождении около 3 млн. тонн нефти.
После распада СССР и перехода месторождения в собственность Казахстана, мы остались без финансирования со стороны союзного министерства, и потому затормозилось развитие этого месторождения. Президент страны Назарбаев Н.А. прекрасно понимал, что без реального инвестора нам не потянуть этот проект. Корпорация Chevron еще до распада СССР вела переговоры с союзным Правительством по подписанию контракта на разработку Тенгизского месторождения. С обретением Казахстаном независимости Chevron продолжил переговорный процесс уже с Правительством независимого Казахстана, то есть сделал рискованный шаг «в неизвестность».
Практически, только благодаря Назарбаеву Н.А. Chevron пришел в Казахстан, они поверили в него. Наш Президент, еще во времена СССР, встречался с руководством корпорации Chevron, как во время переговоров в Москве, так и во время его визита в США. Начиная с 1989 года К. Абдуллаев, в то время заместитель Премьер-министра, и с 1991 года я, возглавили рабочую переговорную группу по подготовке «контракта века» к подписанию.
Переговорный процесс, особенно по такому месторождению как Тенгиз, был весьма непростым. Казахстан на протяжении почти 5 лет участвовал и вел переговоры с корпорацией Chevron по данному контракту. Что касается каких-то уступок со стороны Казахстана, то на практике, не мы, а Chevron пошел на уступки нам от первоначального проекта контракта времен СССР. Казахстан значительно уменьшил контрактную территорию, сократил количество объектов, которые Chevron хотел включить в актив совместного предприятия. Было много других, чисто финансовых вопросов по модели возврата инвестиций, налогообложения и прочие, прежде чем родилось Соглашение о принципах сотрудничества в создании совместного предприятия.
Несмотря на то, что основные принципы контракта были заложены в вышеупомянутом Соглашении, нам понабилось еще почти 11 месяцев активного переговорного процесса, для того, чтобы вывести контракт для подписания. Как известно, контракт был подписан 6 апреля 1993 года.
Что касается месторождения Карачаганак, то переговоры с компаниями British Gas и Agip тоже были непростыми по причинам, касающимся технологии разработки месторождения, экономических показателей и проблемам транспортировки нефти и газа на внешний рынок. В 1992 году было подписан Протокол о намерениях по разработке месторождения Карачаганак и только в 1997 году было подписано ОСРП (окончательное соглашение о разделе продукции) между Правительством Казахстана и компаниями Agip, British Gas и получившими в 1997 году долю в Карачаганаке компаниями Chevron и Лукойл.
Что касается сложности привлечения инвесторов в разработку месторождений нефти и газа, то сложности были в процессе проведения конкретных переговоров. А по компаниям, желающим вести переговоры, не было проблем. Предлагаемые нами месторождения для них были интересны. К примеру, при создании консорциума по проведению геологоразведочных работ на шельфе Каспийского моря с последующей разработкой месторождения Кашаган в переговорах с нами в Лондоне принимали участие более 20 известных нефтяных компаний. Дело было за нами — выбрать компании, которые обладали опытом разработки морских месторождений и, конечно, с инвестиционными возможностями. Для этого нам приходилось тщательно изучать компании, которые предполагалось привлечь.
- Как бы Вы оценили нынешнее положение в отрасли? Хотели бы Вы что-то посоветовать управленцам нового поколения?
В настоящее время перед нефтяной отраслью стоят не менее сложные задачи, в части контроля за соблюдением контрактных условий по разработке месторождений с участием иностранных инвесторов, соблюдения требований по экологии, безопасности производства, развития местного содержания в проектах. Некоторые месторождения уже имеют падающую добычу углеводородов, повышается их обводненность, поэтому потребуются технологии и оборудование для поддержания уровня добычи. Это нелегкая задача и эти проблемы требует к себе постоянного внимания со стороны управляющих компаний и государственных органов. Кроме того, следовало бы активизировать проведение геологоразведочных работ, обеспечивая тем самым прирост запасов углеводородного сырья.
- Напоследок, нерабочий вопрос — есть ли у Вас хобби? Чем Вы занимаетесь в настоящее время?
В настоящее время я продолжаю работать в своей консалтинговой компании ТОО «Компания Инвестконсалтинг», которой в 2020 году будет 25 лет со дня её создания. Работа занимает большую часть моего времени, а моё хобби — это автомобили и чтение книг, в основном, о жизни замечательных людей и в политике, и в экономике.
В заключении я хотел бы поздравить работников и ветеранов нефтегазовой отрасли с профессиональным праздником и 120-летием со дня добычи первой казахстанской нефти. Пожелать всем крепкого здоровья и дальнейших успехов.