Почему Казахстан сократил квоту на ввоз иностранной рабочей силы
Компании, привлекающие иностранную рабочую силу, объясняют свои действия нехваткой квалифицированных специалистов в стране. Отчасти это правда. Но этот процесс продолжается уже на протяжении более 25 лет. За это время как республика, да и сами компании могли бы подготовить необходимых кадров. Кроме того, при проверке выясняется, что большинство приглашенных работников не соответствуют заявленным квалификациям.
Сколько и кого
13 января этого года Министерство труда и социальной защиты населения РК сообщило, что в текущем году квота на привлечение иностранной рабочей силы (ИРС) сокращена на 40% - с 48,7 тыс. в 2019 году до почти 29,3 тыс. человек в 2020-м. По отношению к численности рабочей силы в республике доля экспатов не должна превышать 0,32%. При этом Актюбинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская и Северо-Казахстанская области полностью отказались от ввоза иностранцев по 4 категории и планируют покрыть потребности работодателей за счет местных специалистов. «Принятие квоты позволит защитить внутренний рынок труда от неквалифицированной иностранной рабочей силы, трудоустроить больше казахстанских кадров, а также удовлетворит спрос работодателей на квалифицированную иностранную рабочую силу», - считают в ведомстве.
На 1 января 2020 года по разрешениям местных исполнительных органов на территории Казахстана осуществляют трудовую деятельность свыше 19,1 тыс. иностранных граждан. Должности руководителей или их заместителей занимают 770 экспатов, главами структурных подразделений работают - свыше 4,4 тыс. Самое большое количество иностранцев приглашено по категории «специалист» - более 9,6 тыс. человек или 50% от всего объема привлеченных иностранцев. Всего около 2 тыс. предприятий привлекают ИРС. Больше всего экспатов в строительной отрасли или 45% от общей численности ИРС, а также предприятиях, занятых в горнодобывающей промышленности (12%). В профессиональной, научной и технической деятельности занято 1,5 тыс. (8%) иностранцев, а в обрабатывающей сфере – около 1,4 тыс. (7%).
Четверть трудовых мигрантов – свыше 4, 5 тыс. человек - прибыло из Китая. Также значительную долю экспатов составляют граждане Турции и Индии – по 1,9 тыс. человек, а также подданные Великобритании – более 1,3 тыс.
Не прошло и 30 лет
Дискуссия вокруг использования услуг экспатов длится с тех пор, как Казахстан обрел независимость и в страну начали приходить иностранные инвесторы, в основном в добывающую отрасль. Изначально иностранные компании выбрали тактику, по которому им выгоднее завозить работников из-за границы, чем повышать квалификацию местных кадров до уровня необходимых. В начале это могло быть оправдано тем, что инвесторам некогда было тратить время на обучение, нужно было срочно запускать производство и выводить предприятия на прибыль. Применяемая на производстве технология была современной и не знакомой для бывшего советского работника. Но по прошествии четверти века, с тех пор как были заключены первые контракты с иностранными инвесторами, особенно после 15 лет комфортных цен на сырьевые ресурсы, а именно в сырьевом секторе сосредоточены иностранные предприятия, возникает вопрос: почему за эти годы нельзя было подготовить местных кадров, неужели казахстанский специалист не вырос до уровня иностранного, что компании продолжают сотнями завозить экспатов? Тут невольно подкрадываются сомнения, так ли честны инвесторы по отношению к местным. Выясняется, что нет.
В прошлом году Минтруда совместно с Генеральной прокуратурой РК осуществили комплексную проверку предприятий, привлекающих иностранную рабочую силу на предмет соблюдения трудового и миграционного законодательства. В 95 компаниях было выявлено 930 фактов различных нарушений. Среди них значительную часть составили нарушения касательно выполнения иностранными сотрудниками работы, не соответствующей выданному разрешению, и расхождения полученного образования с занимаемой должностью. В результате было отозвано 681 разрешение, за пределы страны было выдворено 393 иностранных работника. При этом было зафиксировано 474 факта диспропорции в оплате труда. То есть были выявлены случаи, когда размер заработной платы у иностранного работника в несколько раз превышает размер зарплаты местного специалиста, хотя они выполняют одну и ту же работу. А это одна из главных причин, приводящих к трудовым конфликтам на производстве.
К примеру, причиной столкновения, произошедшего на Тенгизе между работниками Consolidated Contracting Engineering & Procurement S.A.L. Offshore, подрядной организации ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), стали неравные условия труда. Об этом рассказал на тот момент аким Атырауской области, а ныне министр энергетики РК Нурлан Ногаев в ходе совещания с руководителями нефтяных компаний и их подрядчиков. Он заявил, что многие рабочие боятся жаловаться на незаконные действия работодателей, которые страшат работников увольнением, если те начнут защищать свои права. «Есть конкретное заявление, когда представители охранных фирм, вместо того что бы выполнять свои прямые обязанности по обеспечению правопорядка и безопасности объектов, занимаются запугиванием персонала», - сказал он.
Аким области отметил, что нынешнее положение дел не устраивает многих работников подрядных организаций. «Не может в одном коллективе за одну и ту же работу кто-то получать $300, а кто-то за такую же работу $3000», - сказал Нурлан Ногаев.
При этом представители ТШО, заказчика работ, утверждают, что платят справедливую цену. Но в подрядных организациях снижают плату для местных работников. «До конечного рабочего доходят уже копейки, и он (рабочий), видя в первую очередь разницу оплаты труда между собой и гражданином другой страны, уже задается вопросом, почему я должен страдать от этого?», - отметил аким. Он подчеркнул, что если компании не хотят добровольно изменить ситуацию, то у власти «хватит сил и средств чтобы привести все в соответствии с законом».
По данным Министерства энергетики РК, летом 2019 года на Проекте будущего расширения на Тенгизе работало свыше 360 компаний, в которых было занято более 53 тыс. человек, из них 48 тыс. - местных и 5 тыс. иностранных работников. Помимо этого, на основном производстве ТШО работает около 4,9 тыс. человек, более 580 из них– иностранные кадры. Для сведения, в North Caspian Operating Company и его подрядных предприятиях работают свыше 10,2 тыс. человек, из них экспатов 782 человек. В Карачаганак Петролиум Оперейтинг и ее подрядных организациях занято более 18,4 тыс. работников, из которых около 2 тыс. - иностранцы.
Закон и образование
В июле прошлого года правительство внесло на рассмотрение в парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам труда», предусматривающий в том числе «установление обязанности и ответственности работодателей по созданию достойных условий труда и быта работникам». Поправки позволяют регулярно проверять все предприятия численностью более 250 человек, привлекающих более 30 иностранных работников.
Кроме того, в связи с учащением фактов привлечения субъектами малого предпринимательства трудовых иммигрантов к нелегальной деятельности в бизнесе предложено приравнять их к «сезонным работникам» согласно действующей системы привлечения ИРС с уплатой налогового сбора в размере 8 МРП в месяц. Определен перечень профессий, по которым могут быть привлечены сезонные работники.
В декабре депутаты мажилиса от партии «Ак жол» выступили с запросом на имя премьер-министра. По мнению мажилисменов, эффективная методика учета баланса трудовых ресурсов в стране до сих пор не разработана. Только из Узбекистана и Таджикистана в 2018 году в республику прибыло 551 тыс. трудовых мигрантов. Однако их количество не учитывается в квоте по ИРС. Нет официальной информации о том, сколько иностранные граждане выводят средств из страны. При этом согласно данным Комитета по статистике, 440 тыс. граждан республики числятся безработными. Депутаты считают, что казахстанцы не идут на работы, в которых заняты трудовые мигранты, из-за низкой оплаты. А низкие они потому, что налоги забирают около 40% заработной платы. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос снижения нагрузки на оплату труда малого и среднего бизнеса.
Между тем, сегодня актуальной проблемой является качество подготовки квалифицированных кадров. Как рассказала советник председателя президиума НПП «Атамекен» Айгуль Ахметкалиева в одном из мероприятий, посвященных казахстанскому содержания в закупках недропользователей, из Казахстана ежегодно уезжают в среднем 2,4 тыс. технических специалистов. Почти треть, или более 11 тыс. человек, из общего числа выехавших в 2017 году, составили люди с высшим образованием. Вместе с тем, затраты на образование в Казахстане составляют всего 3,7% от ВВП, а производительность труда – $25,6 в час. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, государственные расходы на образование на уровне 5,1% от ВВП, а производительность труда достигает $46,5 в час.
Исследование, проведенное НПП «Атамекен», показало, что в среднем 60% выпускников казахстанских вузов не находят работу по специальности. Из 130 вузов, имеющихся в стране, лишь 20 высших учебных заведений готовят специалистов для нефтяного сектора. При этом семь из них имеют низкий процент трудоустройства выпускников по специальности. Причина не востребованности выпускников в оторванности образовательных программ от производства. 41% опрошенных предпринимателей указали на то, что в их регионе не готовят нужных специалистов, а 59% отметили, что сами обучают нанятых сотрудников.
Сейчас средний возраст работников нефтегазовых компаний составляет 50 лет. Не исключено, что в течение 5-10 лет основная часть рабочей силы уйдет на пенсию. Хотя острый дефицит кадров в ближайшем будущем может затронуть не только нефтегазовый сектор, но и все сферы экономики страны. Решать проблему нехватки квалифицированных кадров нужно не только административными методами, сокращая квоту на ИРС, но и регулированием сферы образования, обеспечив достойное финансирование, и задействовав налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в науку.