КАКОВО НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНЖИНИРИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА МЕСТНОМ РЫНКЕ?

25 Мая 2018

Согласно проведенному анализу, общий объем закупа нефтесервисных услуг по итогам 2017 года составил 2 трлн. 330 млрд. тенге, что на 12% больше по сравнению с 2016 годом. Но местные инжиниринговые компании не спешат радоваться такому росту. Все дело в том, что доля казахстанского содержания в сегменте проектирования и инжиниринга составляет лишь 12%. В данном сегменте сконцентрирован ряд крупных инжиниринговых компаний, где доля участия иностранных предприятий является доминирующей.

Сегодня для продвижения казахстанского бизнеса в партнерстве с иностранными предприятиями применяются различные инструменты. В качестве примера можно рассмотреть создаваемые совместные предприятия для участия в крупных нефтегазовых проектах. Одним из примеров является СП «KPJV», куда входят Казахстанский институт нефти и газа (КИНГ) – 20%, «Казгипронефтетранс» (КГНТ) - 20%, также альянс иностранных компаний FWPLimited (WorleyParsonsLimitedи FluorLimited) – 60%. В начале текущего года на Экспертном заседании ТШО были анонсированы цифры по местному содержанию по отдельным сегментам отрасли. И по категории «Проектирование и управление» именно СП «KPJV» оказалось компанией, обеспечивающей основной вклад по КС. Так, например, с начала Проекта будущего расширения ТШО сумма счетов компании к оплате равняется 964 млн. долларов США и значение КС в ней составляет 476 млн. долларов США. С точки зрения недропользователей, такой прецедент можно относить к успешному кейсу по развитию местного бизнеса. Однако, как признаются местные компании, отрасль видит ситуацию иначе из-за других вытекающих проблемных вопросов.

Отдельный вопрос был связан с реализацией Проекта Расширения Карачаганака (ПРК). Как всем известно, на сегодняшнее время идет обсуждение и утверждение концепции ПРК. В рамках данного проекта Комитет по инжинирингу отстаивает позицию по применению формата «stickbuild», что означает «традиционное строительство» вместо модульной стратегии, так как бюджет строительства по формату «stickbuild» обходится дешевле, нежели модульное строительство. С другой стороны, как отмечают спикеры, при использовании концепции «stickbuild» создается большое количество рабочих мест, производится дополнительное поступление налоговых выплат, что провидит к развитию всей экономики страны.

Встреча походила в формате дискуссии: обсуждались основные сложности, возникающие при работе с крупными операторами, темы по применению Европейской системы технического регулирования, а также необходимость вовлеченности бизнес-сообщества в функции ГАСК. Еще один важный вопрос был связан с предоставлением кредитов и банковских гарантий отечественным инжиниринговым компаниям. Ранее на площадке Союза эта тема не раз затрагивалась, поскольку финансовая конкурентоспособность является «ахиллесовой пятой» местного бизнеса.

Очередное совещание прошло под модераторством Нурлана Нурсултана, Генерального директора казахстанской инжиниринговой компании «Каспий Инжиниринг». В завершение встречи, участники подытожили озвученные тезисы и протоколировали все рекомендации. До настоящего времени все сегменты нефтесервисных услуг рассматривались в качестве единого объекта на отечественном рынке. Однако при непосредственном участии Союза были созданы комитеты по разным отраслям для отдельного исследования проблем и эффективности их решения. В перспективе Союз намерен и дальше проводить совещания для защиты интересов казахстанского бизнеса.

Вернуться к списку